Центральная кольцевая автодорога — это один из масштабных объектов развития инфраструктуры в Московской области, она разгрузит трассы на подступах к столице и облегчит движение на МКАД. Уровень рентабельности таких объектов прямо пропорционален качеству дорожного покрытия.
Основой асфальтобетонной смеси на ЦКАД стала полимерно-битумная вяжущая (ПБВ) нового поколения. Покрытие эффективно показывает себя в экстремальных условиях, а именно при высоких летних температурах или низких отрицательных зимних температурах.
Модифицированные битумы помогают противостоять разрушению дорожного покрытия, появлению микротрещин и колеи. Технология работает так, что дорога сама стягивается и не допускает появления трещин.
Битумная установка Московского НПЗ «Газпром нефти» является крупнейшей площадкой по производству вяжущих в России. Его производственная мощность – 1,7 миллиона тонн битумов в год. На этапе первичной обработки из нефти извлекается керосин, бензин, дизтопливо и вакуумный газойль. Полученная тяжелая фракция называется гудроном. После смешивания он по трубопроводам закачивается в колонну. Одновременно в колонны непрерывно подается воздух, гудрон нагревается, окисляется и превращается в битум.
Качество продукта на всех этапах производства контролируется специалистами испытательной лаборатории. Задача — сделать битум максимально однородным и пластичным. После модернизации установки завод производит до 8 марок дорожного и 2 марки строительного битума.
Основное управление установкой ведется из центральной операторной Московского НПЗ. Завод приспосабливается к потребностям рынка. Был расширен спектр услуг. В 2008 году появилось управление битумных материалов. На заводе занялись разработкой рецептуры асфальтобетона на основе битума. Расширился ассортимент продукции: от нескольких базовых марок битума до 100 единиц продукта.
Производство битума организовано в шести регионах страны, есть заводы в Сербии и Казахстане. После переработки на Московском НПЗ битум получает паспорт качества и готов для использования в качестве сырья для создания полимерно-битумного вяжущего. Продукт загружается в автоцистерны битумовозов, похожих на термос. Благодаря такой конструкции, битум можно доставлять в горячем состоянии на расстояния до тысячи километров.
Автоцистерны с битумом преодолевают около 200 километров от Москвы до Рязани, где на площади порядка 5 гектаров располагается завод, который одним из первых в стране начал производство полимерно-битумных вяжущих по европейским стандартам.
Сегодня это предприятие держит лидерство в России по объемам выпускаемой продукции продуктовой линейки. На Рязанском заводе битумных материалов в сырьевой битум добавляются пластификаторы и полимеры, благодаря чему изменяются физико-химические свойства вещества. Полученный продукт готов для дальнейшего применения в строительстве автомобильных дорог.
Именно полимеры и пластификаторы придают гибкость асфальтобетонному покрытию. При высокой температуре оно становится более жестким, а при низкой температуре, наоборот, имеет некоторую пластичность.
Для решения проблем качества и долговечности дорожного покрытия необходимо развивать отраслевую науку. Для этой цели компания «Газпром нефть» открыла на базе Рязанского завода битумных материалов уникальный для России научно-исследовательский центр (НИЦ) полимерно-битумных вяжущих материалов.
В лабораториях центра и начинается создание полимерно-битумные вяжущих. Здесь же разрабатывают оптимальные для каждого региона рецептуры производства асфальтобетонных покрытий.
Подбор вяжущего производится для конкретного климатического региона и одновременно выявляются проблемы в составе асфальтобетонных смесей, укладываемых в регионе. На образцах щебня и песка проводятся испытания. По результатам испытаний подбирается оптимальное процентное содержание составляющих продукта.
Опытно-экспериментальную партию смеси тестируют на перепады температур, влажность и давление. В лаборатории моделируются реальные эксплуатационные условия автомобильных дорог. На испытательном стенде имитируется неоднократное давление шины автомобиля на образец.
Создавая покрытие, специалисты научно-исследовательского центра учитывают автомобильный трафик и загруженность каждой конкретной трассы. Здесь же изучают образцы уже уложенного дорожного покрытия на соответствие заданной рецептуре.
В производственном корпусе сырьевой битум и полимер поступают в одну из мешалок установки по приготовлению ПБВ. В результате смешивания в коллоидной мельнице при высокой температуре двух компонентов, молекулы полимера внедряются в молекулу битума и тем самым изменяют технические свойства конечного продукта. Полимерно-битумная вяжущая производится партиями по 24 тонны.
Готовую продукцию необходимо доставить потребителю. На небольшие расстояния продукцию перевозят специализированными автоцистернами — битумовозами. Для доставки продукции за рубеж или на другой конец континента используются однотонные кловертейнеры. Они могут перевозиться автомобильным или морским транспортом. Компания «Газпромнефть-битумные материалы» одной из первых на рынке начала предоставлять услугу по фасовке вяжущих.
Такое высокотехнологичное производство требует высококлассных специалистов. Для этого в одной из Рязанской школ уже сейчас готовят специалистов дорожной отрасли, с этой целью в ней создан специальный инженерный класс.
Для повышения квалификации сотрудников и подготовки молодых специалистов «Газпром нефть» разрабатывают собственную образовательную целевую программу. Будущие выпускники будут целенаправленно получать соответствующую специальность, стажироваться и проходить практику на предприятиях компании, получать дополнительную стипендию.
Компания развивается и старается соответствовать существующему уровню спроса и сервиса. Уже более 30% российских дорог пользуются продукцией компании. Новое направление деятельности — создание масштабной терминальной сети для доставки и производства качественной продукции. Так, создание перевалочного пункта «Газпром нефти» в городе Сальске обеспечит инновационным битумом южные регионы страны.
Развитие сельских территорий обойдётся федеральному бюджету РФ в 90 млрд рублей
Казна РФ пополнится при помощи модернизации «Адмирала Нахимова»
Средства от повышения НДС направят на социальные нужды
Сбербанк РФ планирует инвестировать в РЖД